Напуганные разговорами о второй волне девальвации, казахстанцы вошли в жесткий режим экономии, говорят эксперты. А вот экономисты, наоборот, рекомендуют тратить деньги, а не заниматься их накоплением. Караван решил узнать, от чего стали отказываться граждане чаще всего.
Копить или тратить?
Этот год подкорректировал почти все основные статьи расходов. Прошедшая в феврале девальвация сразу обесценила накопления и зарплаты на 20 процентов. А разговоры о предстоящей второй волне вогнали общество в девальвационную фобию. Алматинский психолог Мария КАЗНАЧЕЕВА поясняет: именно ожидание очередного обвала тенге вызывает у людей страхи, которые заставляют сокращать расходы. Так, согласно данным Нацбанка, уже к августу объем наличных денег в обращении сократился почти на 4,8 процента.
Но экономисты уверяют, что рациональнее в период девальвационных ожиданий как раз таки не заниматься накоплением, а наоборот – тратить средства. Вкладывать в покупки и тем самым сохранять деньги.
Но эмоции берут верх над этими доводами. И во всех нишах рынка в стране наблюдается резкий спад спроса.
– Понятно, что сейчас ситуация тревожная, дискомфортная. Вести себя в такие моменты рационально очень сложно, – говорит экономист Петр СВОИК. – И у каждого вопрос – что же делать? Быстренько растратить свои сбережения, потому что часть их все равно сгорит, если будет девальвация. Или, наоборот, подкопить средства, чтобы совсем не остаться без заначки. В тяжелые времена без подушки безопасности в виде накоплений тоже никак. Это раньше можно было купить мешок картошки и закатать банки с огурцами. Сейчас этот вариант уже не актуален. Люди думают о других банках – открывают депозиты, чтобы хоть как-то сохранить деньги. Обещаниям, что девальвации не будет, народ не верит, и чем больше председатель Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ говорит об этом, тем народу страшнее становится. Тем более что, похоже, и у самого Нацбанка нет видения ситуации. Они тоже мечутся, как и обычные граждане. Судя по всему, решено тратиться, при этом активно распечатывают Национальный фонд.
На чем экономят казахстанцы?
– О том, как экономят казахстанцы, можно судить по результатам опроса, который проводили мы в периоды кризисных явлений в экономике, – говорит социолог Айман ЖУСУПОВА. – В первую очередь снижаются траты на лечение, получение образования, покупку машины, мебели, бытовой техники, квартиры, дома и на отдых за границей.
Что “съедает” инфляция?
По сути дела, кризис помогает пересмотреть свои траты и сделать их более правильными, отказаться от лишнего и акцентироваться на главном.
А вот экономия на продуктах питания – это уже тревожный симптом, говорят экономисты. Ведь сначала люди начинают отказываться от покупок, которые не влияют на их жизнедеятельность, являются скорее прихотью, чем необходимостью. Но если человек пересматривает свою продуктовую корзину, стараясь покупать менее качественное и дешевое, а то и вовсе вычеркнуть из рациона что-то необходимое, то время бить набат.
Мы сравнили данные по потреблению продуктов питания населением за последние годы (II квартал 2012, 2013, 2014 годов). Налицо резкое падение потребления сразу по нескольким видам продуктов.
В среднем на душу населения за II квартал 2014 года потреблено хлебопродуктов и крупяных изделий – 27,4 килограмма. За аналогичный период прошлых лет в среднем каждый из нас съел 30,4 килограмма, то есть на три килограмма больше. Налицо явное сокращение потребления хлеба. А это продукт номер один. В свете разговоров о грядущем повышении цен на хлеб этот показатель может уменьшиться к концу года еще сильнее.
Резко уменьшилось и потребление мяса в этом году. В среднем на душу населения приходится 14,6 килограмма, тогда как год назад за тот же период – 16,8 килограмма.
К слову, за последние годы потребление продуктов колебалось на граммы, причем в сторону увеличения. В этом году цифры демонстрируют падение спроса.
Идем дальше. Больше всего население стало экономить, как выяснилось, на овощах. В этом году в среднем за II квартал население потребило 14,1 килограмма овощей, что на пять килограммов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Идет спад потребления фруктов – на полтора килограмма, а также кондитерских изделий – более чем на 1 килограмм.
Это расчеты на душу населения. Но если пересчитать в масштабах страны, речь идет о сотнях тонн продуктов питания! А это и недополученные в бюджет деньги в виде налогов, и сокращенные рабочие места…
На снижение покупательной способности отреагировал и рынок. И именно это настораживает экспертов больше всего. Производители стали выпускать продукты эконом-класса, цена которых в два раз меньше обычных, а вот качество оставляет желать лучшего.
Не жди нас, заграница!
Эксперты не исключают, что потребительский рынок может рухнуть.
Но переживать нужно не столько производителям питания (есть-то люди все равно будут, просто начнут более осознанно продукты выбирать), сколько тем, кто занят в сфере услуг.
Падение спроса почувствовали парикмахеры, работники СТО, массажисты и еще целая армия занятых в “нетоварной” сфере.
– Раньше у нас были очереди в салоне на маникюр и гелевое покрытие, – говорит сотрудница одного из алматинских салонов красоты Акмарал. – Сегодня я полдня сижу без клиентов. При этом цены мы не поднимали даже после девальвации, хотя лаки нам пришли по новой цене. Многие мои клиентки стали сами делать маникюр…
Экономят казахстанцы и на отдыхе. Туристские компании подвели итоги летнего сезона. По их данным, спрос упал почти на 20 процентов.
– Мы наблюдаем в этом году падение интереса к туристским услугам, – говорит директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА. – Причины понятны: прошедшая девальвация и разговоры о том, что может быть вторая волна. Для нас это не сюрприз, ведь в первую очередь люди начинают экономить на затратных статьях расходов, поэтому откладывают до лучших времен отдых и дорогие покупки. Без отдыха люди могут прожить. Сейчас на рынке туристских услуг звучат разные цифры, насколько сократился спрос. Летний сезон показал около 20 процентов снижения. Было заметно, что изменился выбор направлений и предпочтений. Интерес сохранился только к Турции, Анталье, – это тот самый вечный эконом-сегмент, горящие туры, доступные цены. Все остальные направления выросли в цене. На европейские направления снизился спрос. Потребители из сегмента отелей пяти звезд стали переходить на четыре-три “плюс” звезды. Средний класс переместился на “эконом”, люди ждут горящих туров, скидок и акций, берут билеты заранее, чтобы хоть как-то сэкономить.
По данным за 2013 год, казахстанцы в среднем были готовы тратить на отдых за границей 1–2 тысячи долларов. Но с удорожанием бакса аппетиты явно умерились. Как нам рассказали работники турфирм, все чаще к ним обращаются люди с просьбой подобрать тур до тысячи долларов, и желательно all inclusive, чтобы не было нужды брать с собой деньги.
Квартирки по сходной цене
– А я знаю, как пережить девальвацию и еще навариться, – сказал мне один знакомый. – Надо делать долги, и обязательно в тенге. Лучше всего пойти в банк, взять ипотеку и купить квартиру. Тенге обвалится – и ты сорвешь куш.
Но рецепт знакомого не совпадает со статистикой продаж недвижимости. Народ стал меньше покупать квартиры. Как говорят риэлторы, спад пошел после того, как в банках ужесточили условия выдачи ипотеки. А купить квартиру за наличные может далеко не каждый.
В итоге статистика такова: объем сделок на рынке жилья за год сократился на 14 процентов. За январь – сентябрь 2014 года оформлено 116 тысяч сделок купли-продажи – на 19,3 тысячи меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост продаж недвижимости наблюдается только поблизости нефтяных скважин, в Атырауской и Мангистауской областях.
Но вот что интересно – несмотря на падение спроса в целом по стране, цены на недвижимость продолжают расти. Так, за три квартала 2014 года рост составил 19,4 процента. Для сравнения: за январь – сентябрь 2013 года цены выросли всего на 15,1 процента.
Это свидетельствует о том, что продавцы квартир и домов в период ожидания девальвации не готовы расставаться с активами. Придерживают до лучших времен. Или худших.
Новая тачка или заначка?
О том, что экономия коснулась и автомобильного рынка, нам рассказали в Ассоциации казахстанского автобизнеса, эксперты которой мониторят продажи и ценовые предпочтения.
Так, по итогам продаж новых авто официальными дилерами в сентябре, наблюдается спад спроса на 8,74 процента – было продано 14 780 единиц авто.
При этом изменилась структура продаж по ценовым сегментам. Так, в прошлом году автомобили стоимостью до 10 тысяч долларов пользовались повышенным спросом, объем продаж составил из общего рынка 17 процентов, в этом году – всего 8 процентов. Снижение спроса почти в два раза можно объяснить тем, что люди, не имеющие достаточно средств, предпочитают отложить покупку авто до лучших времен.
При этом в сегменте авто от 10 до 15 тысяч долларов уровень продаж остался прежним, а в сегменте от 15 до 20 тысяч даже вырос с 17 до 25 процентов.
Возможно, что в период девальвационных ожиданий люди, у которых все-таки есть заначка, предпочитают вкладывать деньги в “железо”, чтобы их сохранить. Но это, как говорят эксперты, один из самых ненадежных способов сохранности средств – только выехав за ворота автоцентра, машина тут же дешевеет на 10 процентов. А ведь “железного коня” еще “кормить” надо, ухаживать за ним…