Цены на кофе сорта «робуста» в Бразилии поднялись выше цен на кофе сорта «арабика» впервые в истории. Дело в том, что робуста пользуется ажиотажным спросом из-за ожидаемой засухи в стране, влияющей на урожай третий сезон подряд. Вместе с ситуацией на кофейном рынке «Газета.Ru» выяснила, как обстоят дела с ценами на другие горячие напитки — какао и чай.
Цены на кофе «робуста» в Бразилии, которая является лидером по производству кофе, выросли на 1,2% и составили 518,58 реала за мешок ($157,8), сообщил научно-исследовательский институт Cepea. Стоит отметить, что это ценовой рекорд данного сорта кофе впервые с 2001 года, пишет Economic Calendar. При этом цены на арабику опустились до 507,5 реала за мешок ($154,4).
По мнению дилеров, опасения по поводу нерегулярных дождей во время сезона цветения в Бразилии оправдались: сокращение поставок робусты повлияло на ценовую политику.
«Сокращение урожая робусты произошло из-за засухи. Это, безусловно, не очень хорошо для производства, однако урожай арабики компенсировал потери», — заявил президент Cecafe Нельсон Карвалес бразильскому изданию O Globo.
Экспорт зеленого кофе в Бразилии в октябре составил 2,89 млн мешков, что на 9,8% меньше, чем было в октябре 2015 года, отмечает Совет экспортеров кофе Cecafe. При этом экспорт арабики составил 2,88 млн мешков в прошлом месяце, достигнув самого высокого объема за октябрь с 2010 года.
Никто не покупает какао
Цены на какао, напротив, достигли трехлетнего минимума. Стоимость фьючерсов на какао-бобы с поставкой в декабре снизилась на 3,5%, до $2491 за тонну, на бирже ICE Futures США.
Какао подешевело до трехлетнего минимума: таких значений не наблюдалось с сентября 2013 года.
Резкий обвал на рынке какао подтолкнул цены к падению ниже самой ставки: большая часть из них продавалась по цене $3,4 тыс. за тонну, пишет бразильское издание Noticias Agricolas. При этом некоторые аналитики уверены, что на рынке 250 тыс. тонн избыточного товара. В начале ноября фьючерсы на какао в Нью-Йорке падали еще сильнее: на 4%, до самого низкого уровня более чем за три года.
«Неожиданное отсутствие спроса обвалило цены. Я не вижу другого выхода, кроме поиска новых точек продаж, где можно продать товар по его реальной стоимости», — поделился с Noticias Agricolas Гектор Гальван, старший стратег-аналитик RJO Futures из Чикаго.
Сложившаяся ценовая ситуация определенно не нравится африканским фермерам, пишет нигерийское интернет-издание. Проблемный вопрос обсуждался на первом региональном какао-симпозиуме, который проходил в Международном институте тропического сельского хозяйства во вторник, 8 ноября. «Цена на какао определяется на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах. Я не думаю, что это честно по отношению к производителям», — отметил глава нигерийского города Ибадан.
Однако Пол Мицек, директор по программе Западной Африки, согласившись с несправедливостью ценовой политики, заметил, что изменить правила не получится: «Я согласен, что производитель имеет право на определение цены своего товара, только на какао это не распространяется. Несмотря на то что Африка является крупнейшим мировым производителем какао, право голоса вам, к сожалению, предоставить нельзя».
Дешевый чай в избытке
Похожая ситуация сложилась с чаем: цены на этот продукт в Бангладеш упали примерно на 1,8% на еженедельном аукционе во вторник, пишет Reuters. Предложение в этом сезоне значительно превышает спрос, что и явилось причиной снижения цен.
Продажи чая в этом сезоне принесли Бангладеш примерно 195,94 така ($2,5) за килограмм на аукционе против 199,49 така в прошлом сезоне. При этом около 23,7% (2,79 млн кг) чая, предлагаемых на аукционе, остались непроданными. Спрос остается высоким только на качественный чай.
Избыток дешевых сортов подтолкнул импортеров к идее смешивания сортов элитного чая с более дешевыми, тем самым получая товар средней ценовой категории.
Ветеран чайной индустрии из Шри-Ланки Мэрилл Дж. Фернандо обеспокоен: импорт более дешевого чая на Шри-Ланке, по его мнению, может уничтожить целый сорт цейлонского чая, так как дешевые сорта смешиваются с более дорогими. «Я считаю, что смешивание сортов чая в целях понижения цен просто неприемлемо. Я заинтересован в защите чайной промышленности, и то, что происходит сейчас, беспокоит не только меня, но и мою семью», — резюмировал он в разговоре с The Sunday Times Sri Lanka.